ЖЕНЩИНА, ВСЕЙ ДУШОЙ СТРЕМЯЩАЯСЯ К БЕСКОНЕЧНОМУ И СВЯТОМУ


Анна Барткулашвили. 

Всякая оригинальность моральна и она есть оригинальность всего человека. Без неё нет ни энергии разума, ни красоты души. Мне в жизни посчастливилось знать немало духовно богатых людей. Одним из таких людей является совсем ещё молодая, но достаточно известная в науке женщина. Женщина, всей душой стремящаяся к бесконечному и святому.Итак…

Буньядзаде Кёнуль Юсиф гызы – учёный-востоковед, доктор философских наук (2008). Родилась 2 ноября 1974 года в деревне Зод области Гёйча Западного Азербайджана. Закончив в 1991 году среднюю школу в г. Дашкесан, Кёнуль Буньядзаде в 1992 году поступила в отделение переводчика арабского языка факультета востоковедения Бакинского государственного университета. Завершив учёбу с отличием, поступила на работу в Институт Философии и Права (нынешний Институт Философии, Социологии и Права) при Академии Наук Азербайджана на должность старшего лаборанта, став одновременно диссертантом того же Института. В настоящее время Кёнуль ханум работает в том же институте главным научным сотрудником. Защитив в 2002 году диссертацию на тему «Суфийско-философские проблемы в произведении Сарраджа Туси «Ал-Лума», она получила учёную степень кандидата, а уже в 2008 году – доктора философских наук. Ею издано 5 монографий, в том числе одна – за рубежом, переведены труды классиков тасаввуфа и арабской литературы – Сарраджа Туси, Мансура Халладжа, Джебран Халил Джебрана, Рейхани и других. Кёнуль Буньядзаде представляла Азербайджан в симпозиумах, состоявшихся в Турции, Франции, Бельгии, Италии, Индонезии, Корее и других странах. Её научные статьи напечатаны в известных международных журналах на русском, турецком, английском и арабском языках. В Азербайджане и за его пределами издано около ста её статей. Кёнуль Буньядзаде является директором исследовательского центра Восток-Запад, главным научным сотрудником Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана, ответственным секретарем Ассоциации Философии и Социально-Политических Наук и журнала «Философия и социально-политические науки». Она – учёный секретарь Совета по проблемам философии, политологии и социологии, эксперт Высшей Аттестационной Комиссии при Президенте Азербайджана, член Международного Института Феноменологии, Академии Наук Нью-Йорка, международного Оксфордского «Общества Мухйиддина Ибн Араби, Американской Ассоциации Философов и Общества женщин-философов при ЮНЕСКО. Основные направления ее научно-исследовательской работы: исламская философия, тасаввуф, иррациональное познание, отношения Восток-Запад, феноменология. Такова маленькая, но весьма содержательная биография молодого доктора философских наук. Исторически сложилось так, что азербайджанская женщина играла большую роль в жизни общества, в формировании нравственных ценностей народа, и на данном этапе жизни нашей республики активность женщины в демократизации и модернизации общества заметно усилилась. Сегодня в эпоху безнравственности и разрушающейся духовности современникам великих событий, в особенности людям науки, нелегко быть понятым широким читателем. Поэтому необходимо много усилий и труда, реального подхода к событиям окружающей действительности. И в этом смысле научная деятельность Кёнуль Буньядзаде являет собой образец такой активности. Этическая основа её философии определяется тем, что она культивирует интеллектуальные ценности и модели поведения. Все произведения Кёнуль Буньядзаде пронизывает мысль о том, что философия является неотъемлемой частью элитарной культуры, образования и воспитания, что она способствует расширению горизонтов знания и сознания, предоставляя вместе с тем и свободу человеку, способствуя его просвещению, формированию в нем патриотизма. Кёнуль ханум талантлива и энергична. Шагая в ногу со временем, она старается видеть самую глубину существа. Ею движут самые лучшие побуждения. Наверное, многие понимают, что человечность нельзя привить, добродетели нельзя научиться, и что гармония бывает там, где прекрасны все чувства и влечения. В этом вся философия и суть ей самой – Кёнуль Буньядзаде!

Сквозь всю философию Кёнуль Буньядзаде проходит мысль о том, что природа, божественный мир и человек как источники наших знаний служат постижению единой Истины – Бога.
Так, проблема иррационального и рационального познания является одной из самых малоисследованных областей. К. Буньядзаде представляет формы рационального и иррационального познания не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие друг друга формы, этапы познания, имеющие собственные пределы, методы и структуру. Особенностью иррационального познания, по словам Кёнуль Буньядзаде, является то, что оно напоминает человеку о его более значительной миссии, более священной сущности. Анализируя проблему именно в рамках средних веков, а также в контексте Восток-Запад, Кёнуль Буньядзаде характеризует иррациональное познание как свойственное Человеку, осознавшему высокое призвание человека.
С именем Кёнуль Буньядзаде связано введение в научный оборот ряда новых терминов, таких, как антропологический пантеизм (так, по ее мнению, предпочтительнее называть философию хурифизма), вахдат аль-иршаг или вахдат ан-нур.
Одним из наиболее ярких моментов философствования Кёнуль Буньядзаде является развитие идей суфийских мыслителей о том, что точка завершения круга является начальной точкой другого, более широкого круга – очередного этапа процесса познания. Концепция, предложенная Кёнуль Буньядзаде, вносит ясность в длившийся на протяжении долгого времени спор между Единством бытия (вахдат-аль вуджуд) и пантеизмом.
Совершенным выражением идеи Единства или вечной мудрости у Кёнуль Буньядзаде выступает тасаввуф, рассматриваемый ею как самый приемлемый метод для проявления идеи, являющейся гарантом сущего.
Небезынтересно обратиться к идеям Кёнуль ханум о молодости как философской проблеме. Для азербайджанского философа Кёнуль Буньядзаде молодость есть прежде всего категория духовно-нравственная, и ее атрибутами являются высшие чувства. Под философией молодости Кёнуль ханум понимает трактовку истин, предусмотренных именно для этого периода жизни. Обращаясь к источнику того всестороннего интереса к жизни, столь свойственного молодости, Кёнуль ханум в качестве такового указывает на стремление к социально-значимому действию. Наличие здоровой среды, не противопоставляющей внутреннее «Я» человека его повседневной жизни, и наставника, указывающего правильный путь и помогающего постичь истину такой, какая она есть, Кёнуль Буньядзаде считает необходимым условием реализации таких устремлений.
Кёнуль Буньядзаде попыталась создать общее представление о новейшей истории исламской мысли, об определении ее общих контуров и фундаментальных принципов, к каковым она относит, во-первых, использование достижений западной философии как одного из этапов истории, во-вторых, пересмотр основополагающих принципов восточной философии в свете современных условий, и в-третьих, оценку роли национального в определении основ новой философской системы.
Живя и созидая для людей, молодой профессор Кёнуль Буньядзаде создала собственный богатый духовный мир. Она пытается найти связь, гармонию с окружающим её миром, действительностью: с жизнью, с людьми и природой, со временем, в котором она живёт и творит, дабы подчеркнуть суть человеческого существования на земле во всех его проявлениях. И давайте пожелаем Кёнуль ханум успехов в её научной деятельности, ибо её философия свята и всегда обращена, как мы видели, к Богу!
Ниже приводится список основных трудов Кёнуль Буньядзаде:
1. Первоисточник суфийской философии. Произведение Сарраджа Туси «Ал-Лума». «Гамма сервис», 2002.
2. Восток и Запад: Самопознание как единение с Божеством. Баку, Нурлан, 2006.
3. Тайный мир Мансура Халладжа. Баку: Адыльоглы, 2006 (перевод и большая вступительная статья к книге Ахбар аль-Халладжа).
4. Два светила озарения в суфизме: Мансур Халладж и Саррадж Туси. Баку, Адыльоглы, 2007. (Трактат книги «Китаб ат-Тавасин», перевод некоторых статей из произведения «Ал-Лума» и вступительные статьи).
5. Черты иррационального мышления на Востоке и Западе. Стамбул: Отукен, 2009 (на турецком языке).
6. Философия молодости. Баку: Нурлан. 2009.
7. Исламская философия: история и современность. Баку: Чашыоглы, 2010.