TЮРКИ И ШУМЕРЫ


1359464130_bextiyar-tuncayБахтияр ТУНДЖАЙ
Как верно отметил, доктор филологических наук, профессор Э. Алибейзаде в XlX веке появилась новая наука – шумерология, которая за последующие века, благодаря новым находкам, стремительно  развивалась. Одна из основных задач этой науки выявление родственных связей шумерского языка с другими языками мира:
 «Многие ученые считают этот вопрос давно уже решенным. Так как, по их мнению, накопилось слишком много фактов, доказывающих  родство этого языка с тюркскими языками. Они считают шумеров предками тюрков».
О. Сулейменов сравнил около 60-и слов из числа 100 шумерских слов, которых  Дьяконов привел как пример, и пришел к выводу, что основной фонд лексиконов обоих языков  состоит из одних тех же слов. Например:
 
 
               Шумерский                       Тюркский
——————————————————————————————–
               аб, еб                                  эв (дом)
               эш                                       эшик (прохожая часть дома)
               эд                                        гет (идти)
               заггин                                 яхын (близко)
               гаш                                     гуш (птица)
               деш                                     дешик (дырка)
               уш                                       üч (три)
                                                 наме                                    не (что?)
О.Сулейменов считает, что без привлечения тюркского материала не возможно восстановить вокальную систему шумерского языка. Сравнив некоторые лексемы, он выявил, что согласным звукам «д» и «г» шумерского языка,  соответствуют  тюркские   согласные  «т» и «к»:
               Шумерский             Тюркский
              Дингир                          Тенгри (бог)
              уд                                       ут (огонь)
              удун                                утун (дрова)
              ада                                    ата (отец)
             дириг                              терик (глубокий)
             таг                                    так (одинокий)
По словам О. Сулейменова, модель создание существительных из корней глагола в обоих языках идентична:
                Шумерский                   Тюркский
                уру                                         гур (строить)
                уруг                                       гургу (строение, город)
                йüзü                                      üз (плавать)
                йüзüк (водная птица)      üзгü ( плавание)
                ешти                                    ешит (слышать, слушать)
                гештуг                                 гулаг (уши)
                туру                                      дири (быть живым)
                туруг                                   дирилик (жизнь)
Благодаря исследованиям этого автора, стало известно, что и для шумерского языка, так же как и для тюркского характерна морфологическая модель «императив + окончание -ен, или -ан = причастие прошедшего  времени». Общим для обоих языков является и окончание -ра дательного падежа.
Что бы понять историческую суть взаимосвязей шумерского языка  тюркскими языков, в первую очередь следует сравнить эти языки и установить фонетические, лексические и грамматические параллели. Только так можно выявить древние архетипы. Именно так поступал видный азербайджанский ученый А. Мамедов, который в своей статье «Шумеро – тюркские лексические параллели выявил 120 общих слов. Например:
                  Шумерский                 Тюркский
                  узу                                       озан (народный поэт и певец)
                  уд                                         öд (время)
                  уш                                        hуш (ум)
                  изи                                       исти (теплый, горячий)
                  ара                                       ара (средина)
                  каш                                     гач (бежать, бегать)
                  аштар                                ачар (ключ)
                   де                                         де (говорить, сказать)
                   ума                                     уммаг (желать, хотеть)
                  дуру                                    дуру (жидкий)
                  бар                                       бардаг (сосуд для воды, стакан)
                  па                                         багыр (кричать, орать)
                  па                                         багла (связать)
                  са                                         сöз (слово)
                  бе                                         бек, бай (князь)
                  бадара                              байраг (флаг)
                  са                                         саг (здоровый)
                  саа                                      сап (нитка)
                  гум                                     гум (песок)
                  су                                        су (вода)
                  ми                                      мемеш (сиски) 
Примечательно, что из 120 слов, которые были привлечены для сравнения  А. Мамедовым, только несколько совпадают теми, что были использованы О. Сулейменовым. Т.е. в этом случае были сравнены совсем другие термины.
Тот же автор в своей другой статье «Теоретические проблемы первичных корней тюркских языков» углубляя сравнения, пришел к заключению, что это не может быть просто случайностью. Прародиной тюрков является Передняя Азия и возможно, шумерский язык генетически родственен тюркским языкам. К такому же мнению пришел и другой видный азербайджанский ученый Т.Гаджиев, который помимо лексических параллелей выявил параллели и в фонетике, и в морфологии, и в синтактике обоих языков:
«По мнению некоторых специалистов в шумерском языке было 4, а по мнению других 6 гласных. Установлено 18 согласных. Это не соответствует фонетическому строю современных тюркских языков, но все эти звуки имеются и в тюркских языках. Хоть это и является типологической аналогией, но то, что в шумерских словах, состоящих из двух слог, в обоих слогах используется один тот же гласный, указывает на закон созвучия, характерный для тюркских языков. Этот принцип не соблюдается только в инородных словах. Аналогия наблюдается в развитии и в превращении  согласных. Превращение согласных «п», «т», «с» в старошумерском на согласные «б», «д» и «з», а так же на «ш» в новошумерском (п-б, т-д-з, с-з, с-ш) характерна и для тюркских языков…       
Между этими языками наблюдаются некоторые фонетические и морфологические параллели, которые вызывают огромный интерес у специалистов. В слове «тибира» (мастер по меди), которое пишется так же как «ибира» и  соответствует тюркскому «темир» (железо), начальная буква «т» не стабильна. То же самое можно сказать о шумерском слове «ан» (небо). Если в начало этого слова добавить букву «т», то получится тюркское «тан» (небо).»
По словам Т. Гаджиева, архетипы некоторых тюркских вспомогательных слов, таких как «ен» (самый) и «кими» (как) встречаются в шумерском языке в виде «ан» и «ги-гим-гими». Благодаря исследованиям этого ученого стало известно, что окончания  некоторых падежей в обоих языках идентичны.
Принято считать, что шумерский язык перестал быть живым разговорным языком уже в первых веках ll тысячелерия до н.э, после падения шумерских городов – государств. Но как язык древнего культа и письменности жречества – так же как латинский и греческий в наше время – он господствовал в духовной жизни еще почти полтора тысячелетия, вплоть, вплоть до последних веков до нашей эры.
Создав из своего пиктографического письма первую клинописную систему, шумеры тем самым стали учителями  вавилонян, ассирийцев и всех других народов, пользовавшихся клинописью. Многие аккадские слова заимствованы из шумерского языка. Но вавилоняне и ассирийцы  восприняли не только систему письменности и многочисленные символы шумеров, но и значительные элементы их культуры и мировоззрения.
Этим и объясняется то обстоятельство, что шумеры наряду с египтянами  считаются создателями культуры вообще, хотя археологические раскопки показали, что и шумеры в свою очередь восприняли от своих незнакомых нам предшественников важные элементы культуры, способствуя  дальнейшему их развитию. Хотя очаг их культуры  и находился у Персидского залива, они не были коренными жителями этих мест.
Тот факт, что некоторые ученые считают шумерский язык   тюркским, наводит на мысль, что прародина шумеров находилась там, где говорили на тюркском языке. Скелеты шумеров относятся к каспийскому типу средиземноморской расы, к которому относятся и азербайджанцы.
Э.Церен пишет по этому поводу:
 «Вновь и вновь проводили измерения человеческих черепов из шумерских могильников. Большей частью они были удлиненной формы. Но вот удивительно!      
Эти длинноголовые шумеры изображали себя в произведениях искусства с круглыми головами. Поэтому получилось так, что некоторые ученые относили шумеров к индоевропейцам, другие считали и считают их прототюрками…
Не был ли Кавказ, страна легендарных аргонавтов, их прародиной?
Не научились ли шумеры искусству строительства каналов и превращения заболоченных низин в плодородные земли на громадных равнинах, которые тянутся от Черного до Каспийского морей?
Не пришел ли Ной, согласно библейским преданиям, так же с Кавказа?
 …Почему же в таком случае Библия не смогла в основном исторически верно описать переселение с Кавказа в «Сенаар» (Шумер)?»
На все три вопроса Э.Церена имеются ответы. Начнем с третьего вопроса. В Библии, где  описано переселение потомков Ноя в Шумер (Сенаар) достоверно, говорится:
«Был один язык и одно наречие. И случилось так, что люди двинувшись из Востока, нашли равнину на земле Сенаар (Шумер)…»
Что тут имеется под словом «Восток»? На этот вопрос мы находим ответ в произведениях ранних христианских, в том числе армянских авторов, а так же в «Истории албан»  Моисея Каганкатукийского. В этих произведениях именно Кавказская Албания, которая находилась на территории Азербайджана, называется востоком или восточной страной.  В «Истории албан» есть очень важная информация по этому поводу:
«Святой Патрик прибыл в Киш, построил тут церковь… Это место является началом всех церквей и городов Востока».
Село Киш , о котором идет речь в «Истории албан» и которое по словам автора, является началом Востока находится в Шекинском районе Азербайджана. И церковь, о которой идет там речь, до сих пор стоит там. Интересно, что в списке шумерских царей до и после потопа, первыми  царями после потопа называются цари из шумерского города Киш. Выходит, что первые люди, прибывшие в Шумер из Востока, перенесли с собой и имена городов своей прародины. Это доказывает и тот факт, что некоторые имена древних шумерских городов имеют свои аналогии в топонимике Азербайджана: Киш и село Киш, а так же река Кеш в Шерурском районе, Лагаш и село Лагыч в Исмаиллинском районе, Урбау и Урва в Кусарском районе, Ур и Шерур (от персидского Шехри Ур – город Ур) в Нахичевани, Урук и село Уруд в Сисианском районе в Западном Азербайджане (с 1918 г. Армянская Республика) и т. д.
 Интересен и тот факт, что в древних шумерских источниках упоминается имя Этаны, первого царя шумеров из династии Киш,  о котором еще 5000 лет назад была создана поэма, где рассказывается о его похождениях. Сюжет этой великолепной поэмы идентичен сюжету  Азербайджанской народной сказки «Маликмамед».
В шумерской поэме говорится, что царь Этана в поисках цветка бессмертия, спускается в колодец, где становится свидетелем борьбы змеи и орла. Убив змея, царь на крыльях орла поднимается высоко в небо, где орел предлагает герою посмотреть вниз и сказать, на что похожа земля.  Посмотрев вниз, Этана сравнивает землю с круглой лепешкой. Конец похождения шумерского царя не известен, так как глиняная книга, где была записана эта история, найдена в сломанном виде.
В Азербайджанской сказке царевич Маликмамед в поисках дэва, который крал яблоки жизни у его отца и которого он поранил, спускается в колодец, где становится свидетелем противостояния дракона и феникса. Убив дракона и Маликмамед, так же как Этана, на крыльях феникса  поднимается в небо, где птица спрашивает у него, на что похожа земля с высоты. Царевич, так же как его прототип, сравнивает землю с лепешкой.
Впервые мысль о том, что шумеры являлись выходцами из Азербайджана, высказали такие известные и именитые ученые, как С. Крамер и Т. Хейердал.  По мнению великого археолога и шумеролога С. Крамера, шумеры переселились в Шумер с берегов озера Урмия в Южном Азербайджане (Иранский Азербайджан). А Т. Хейердал, сравнив изображения кораблей на наскальных рисунках в Гобустане с кораблями шумеров, пришел к выводу, что прародиной шумеров является территория Азербайджана.
Археологические раскопки, произведенные в последние годы в Азербайджане полностью доказали вывод вышеупомянутых ученых. Заместитель директора Института Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджанской Республики Н. Мусеибли пишет по этому поводу:
«В 80-х годах ХХ века на территории Азербайджанской Республики, в Агдамском районе, в зоне равнинного Карабаха было исследовано позднеэнеолитическое поселение Лейлатепе, которое коренным образом по характеру полученного с него керамического материала резко отличалось от других известных тогда науке энеолитических поселений всего Южного Кавказа. Высококачественная, изготовленная на гончарном круге керамика этого поселения имела самые близкие параллели среди керамического материала убейдской культуры Месопатамии. В этом же регионе  наряду с Лейлатепе были зафиксированы и другие поселения с аналогичным археологическим материалом. Это поселения Чинартепе, Шомутепе и Абдал Азизтепе.
Изучение поселения Лейлатепе и аналогичных уму поселений со специфическим археологическим материалом позволило установить наличие для Кавказа Лейлатепинской археологической культуры познего энеолита. Тогда же в в 80-х годах ХХ в. в Грузии на поселении Бери Клдееби также был выявлен 25 сантиметровый культурный слой с аналогичными с Лейлатепинской культурой артефактами.
В 2004-2005 гг. на маршрутах нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и Южнокавказского газопровода  на территории Акстафинско-го района Азербайджанской Республики были выявлены и обследованы еще ряд поселений лейлатепинского типа. Эти поселения  Пойлу l  и Пойлу ll на 409 км и поселения Беюк Кесик l и Беюк Кесик ll на 438 км указанных маршрутов.»
По словам ученого, так как нефтепровод и газопровод проходит прямо через эти поселения, на данных поселениях были осуществлены  археологические раскопки. А с расположенного в 350 метрах от  Беюк Кесик l  поселения Беюк Кесик ll, был собран подъемный материал.
Как известно, шумеры и тюрки над могилами сооружали курганы. В целом на южном Кавказе, включая и территорию Азербайджана, специальные могильники за пределами поселений энеолитической эпохи  пока были неизвестны. С этой точки зрения выявление и изучение курганных захоренений эпохи энеолита представляет большой научный интерес. Такие курганы были зафиксированы азербайджанскими археологами в 2004 году на 432 км трубопроводов на территории Акстафинского района, в одном километре северо-востоку от села Союгбулаг. От некогда большого курганного поля, используемого под сельскохозяйственного угодья, сохранилась лишь небольшая часть, где были зафиксированы более тридцати курганов, слегка возвышавшихся над дневной поверхностью каменой булыжной насыпью.
Эти курганы не только первые, выявленные на Южном Кавказе могильники эпохи энеолита, но вообще самый древний вид курганов во всем мире. Н.Мусеибли пишет:
«В начале 2005 года нами были раскопаны шесть курганов, относящихся к позднеэнеолитическому периоду. Всех их объединяет идентичность могильного инвентаря, но форма насыпи курганов, пограбельных камер и обряд захоронения в них различны. Погребальные камеры имели различные размеры, среди них встречались четыркхугольные, овальные и прямоугольные с закругленными углами. Все они были выраты в материке…
Курганы Союгбулага хотя по ряду признаков и имеют схожие черты с захоронениями местных энеолитических культур, основные черты этих подкурганных захоронений тяготеют своими корнями к Убейдской культуре Мессопатамии. Об этом говорят как сами элементы обряда захоронения, так и характер могильного инвентаря.
Как известно, у поселений позднеубейдского периода выявлены могильники, расположенные за переделами самих поселений. Но ни у одного погребения того периода нет курганной насыпи…
В связи с изложенным  нельзя не коснутся и вопроса истории появления могил с курганной насыпью. В научной литературе на Южном Кавказе, в том числе, и в Азербайджане появление надмогильных курганных насыпей связывают с Северным Кавказом, влиянием и миграцией на юг этнических групп носителей этого погребального обряда. В науке выдвигалась мысль, о том, что носителями идеи сооружения курганов  на Кавказе являются этнические группы майкопской культуры. Часто это обосновывается тем, что Майкопский курган старше всех известных курганов lll тыс. до н.э. выявленных и исследованных на всем Южном Кавказе.
До выявления Союгбулагских курганов эта точка зрения, хотя и не бесспорна, могла иметь место. Но после исследования Союгбулагских курганов видно что идея курганной насыпинад могилой на Кавказе сформировалась по данным археологии сегодняшнего дня, именно на Южном Кавказе в долине Куры, и, вероятно, отсюда получила распространение на Северный Кавказ, где этот принцип погребального обряда  и стал широко использоваться племенами Майкопской культуры.»
Эти памятники показывают связи Азербайджана с носителями убейдско – урукской, т.е. протошумерской  культуры  Мессопатамии, и доказывают что шумерская культура, так же, как и тюркская своими корнями связаны с культурой Азербайджана эпохи Энеолита.